Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
      Нижегородская областная спортивная школа
    олимпийского резерва по прыжкам на лыжах
  с трамплина и лыжному двоеборью

Статья в газете Нижегородской правда "Умеющие летать"

326346

Домашней базы у нижегородских летающих лыжников давно нет, тренироваться и выступать приходится где-то на стороне – в Сочи, Нижнем Тагиле, Чайковском… Но в приволжской столице этот красивый вид спорта всё равно жив. О сегодняшних реалиях мы говорили с президентом областной федерации, директором СДЮСШОР по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Евгением ВАШУРИНЫМ.

ВАЖНО, ЧТО ВСЕ СВОИ

– Евгений Вячеславович, начнём с подведения итогов так называемого летнего сезона. Что было главным?

– Денис Корнилов на августовском этапе Гран-при во французском Куршевеле стал третьим. И 12-е место в общем зачёте – тоже хороший результат. Наверное, он даже важнее, чем два золота Дениса в чемпионате страны, поскольку лучшим в России он становился уже много раз. Его нынешние выступления за рубежом вселяют в нас надежды относительно олимпийского сезона.

– Тот же Корнилов в одном из интервью сказал, что второе место Нижнего Новгорода-1 в командном турнире летнего чемпионата страны – неудача.

– Назвать это неудачей всё-таки нельзя. Все спортсмены, которые выступали в Сочи за наши команды, занявшие второе и третье места, – воспитанники нижегородской школы прыжков с трамплина. А в команде-победительнице, участвовавшей под эгидой Московской области, были представители разных регионов: кировчанин Кирилл Котик, ребята из Башкортостана – Дмитрий Васильев, Ильмир Хазетдинов, Николай Матавин. Так что серебро тоже успех. Порадовал Никита Товкес – кандидат на участие в юниорском первенстве мира. Он достойно выглядел и в личных, и в командных соревнованиях. Роман Трофимов родом из Лениногорска, ещё в юниорском возрасте перебрался в Москву, но уже несколько лет защищает честь только Нижегородской области. Само собой, за первую команду выступал и Денис Корнилов. А вот форма Михаила Максимочкина, тоже поднявшегося на вторую ступень пьедестала, оставляет желать лучшего.

– По-моему, после сочинской Олимпиады Михаил вообще как-то сдал. Что с ним случилось?

– На протяжении трёх лет он тренируется у иностранных специалистов. Сначала был словенец Матьяж Зупан, затем чех Давид Йирутек. На президиуме национальной федерации по прыжкам с трамплина и лыжному двоеборью я говорил о том, что надо дать поработать нашим специалистам, которые знают русский менталитет, но было принято иное решение. А методики иностранных тренеров подходят не всем. Кстати, кроме Корнилова и пермяка Евгения Климова, высоких результатов за последние три года не показывал никто. Нам, нижегородцам, конечно, было обидно, что прыжки у Максимочкина не получаются, но в тренировочный процесс мы не вмешивались. К новому зимнему сезону Михаил готовился под руководством личного наставника и старшего тренера сборной области Геннадия Чижова. Остаётся верить, что им удастся исправить ситуацию.

КОМУ В ПХЁНЧХАН?

– Вернёмся к Денису Корнилову: далеко не всегда он стабилен. С вашей точки зрения, чего ему недостаёт: психологической устойчивости, отточенности технических элементов?

– Опыт у Дениса уже колоссальный: за плечами три олимпийских цикла и столько же самих Олимпиад. Поэтому сказать, что не хватает психологической уравновешенности, нельзя. Наверное, проблема заключается в технических нюансах. У нас высокотехнический вид спорта, где очень многое решают детали, в которых самому спортсмену разобраться порой крайне тяжело. Он вроде бы всё делает правильно, тем не менее в метраже проигрывает себе по 10 – 15 метров. Если же возвратиться к вопросу психологии… Важно, чтобы Корнилов на первых же этапах Кубка мира попадал в очковую зону – входил в тридцатку лучших. Так он почувствует уверенность в себе. А вообще у парня есть все задатки: профессионал, работает на износ, его не нужно подгонять и заставлять что-то делать. К тому же возраст – 31 год – вполне подходящий.

– Корнилов и Трофимов – наши «железные» кандидаты на поездку в олимпийский Пхёнчхан (если, конечно, российских спортсменов туда допустят). А как ситуация у девушек?

– На данный момент у нас всего две девушки, выступающие во взрослых состязаниях: ветеран Мария Зотова и Наталья Соловьёва, которой в январе следующего года исполнится 20 лет. Марии прыгать уже тяжеловато, и, откровенно признаться, шансов попасть в Корею у неё нет. Но она нам нужна в интересах команды – для участия в смешанных соревнованиях, и здорово, что у самой Маши по-прежнему есть желание выступать.

Что касается Натальи, то периодически она выполняет хорошие прыжки, однако ей мешает излишняя эмоциональность. Надеемся, что с возрастом к Наташе придут рассудительность, хладнокровие и она сумеет закрепиться в национальной сборной. Пробиться на ближайшую Олимпиаду Соловьёва теоретически может, но для этого необходимо постоянно вывозить её на международные соревнования, причём за счёт Нижегородской области. Средств же, увы, катастрофически, не хватает. Надо готовить и взрослых, и юниоров, и юношей. И всем требуются поездки за пределы нашего региона.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

– Здесь мы подошли к ключевому моменту: нижегородские прыгуны с трамплина лишены своей тренировочной базы…

– Абсолютно верно: это основная наша проблема. Затянувшаяся на десять лет реконструкция комплекса трамплинов сказывается очень сильно. Все те спортсмены, которые сегодня показывают результаты, были подготовлены ещё на старом комплексе.

– В 2018 году в Нижнем Новгороде должен быть построен трамплин К-60. А насколько он нужен? Ведь его предназначение – лишь для совсем юных.

– В нынешних условиях даже 60-метровый трамплин закроет нам много вопросов. Разумеется, будет не хватать К-95 и К-125, на которых проходят все основные соревнования, но хотя бы появится возможность готовить дома детей в возрасте до 14 лет. На К-60 можно совершать прыжки дальностью под 70 метров, и это вполне приемлемо: мы сможем увидеть детей с потенциалом. Сейчас у нас есть 20-метровый и 40-метровый трамплины, а для ребят такого возраста этого уже мало. Требуется выезжать с ними в другие регионы, на что, повторюсь, катастрофически недостаёт средств. Между прочим, на 60-метровом трамплине в промежутках между сборами смогут тренироваться и взрослые спортсмены. Иногда просто полезно спуститься на трамплин малой мощности и поймать чувство полёта.

Обидно также то, что строительная площадка возле бывшего комплекса трамплинов находится в неприглядном состоянии. Между тем это центр города… Да, мы прекрасно понимаем: на все грандиозные спортивные проекты денег сейчас не найти. Однако возведение полноценного комплекса трамплинов в Нижнем Новгороде должно быть доведено до конца.

– А где гарантии этого?

– Федеральные целевые программы никто не отменяет, и в столице понимают необходимость строительства трамплинов К-95 и К-125 в нашем городе. Это связано как с богатой историей нижегородских прыжков с трамплина и лыжного двоеборья, так и с логистикой: она – наше конкурентное преимущество. До Нижнего Тагила, к примеру, нужно ехать 150 километров от Екатеринбурга на перекладных. Непросто добраться и до Чайковского (Пермский край). А мы располагаемся рядом с Москвой, имеем свой международный аэропорт. Поэтому есть вера в то, что наверху проявят политическую волю, в ближайшее время комплекс нижегородских трамплинов будет достроен и на нём станут проводить крупные красивые соревнования.

НА ЛЫЖИ – С СЕМИ ЛЕТ

– Евгений Вячеславович, расскажите о СДЮСШОР: сколько в ней детей, каков тренерский состав.

– Несмотря ни на что, интерес к прыжкам на лыжах с трамплина не падает. В школе занимаются около 300 детей. Уже шесть лет подряд нашу СДЮСШОР признают лучшей в России по результатам в прыжках с трамплина – этот конкурс проводит национальная федерация. В лыжном двоеборье тоже появляются неплохие ребята, но здесь дело опять же в отсутствии собственной базы и недостатке финансов. Мальчишек просто негде растить, и приоритет отдан чистым прыжкам.

Тренерские кадры мы сохранили. В школе работают 15 наставников, большинство – с высшей категорией. В их числе Александр Сергеевич Корнилов – заслуженный тренер России, отец Дениса Корнилова. Владимир Фёдорович Фролов – он вырастил мастера спорта международного класса Павла Карелина. Заслуженный тренер страны Виктор Данилович Балакин, Геннадий Владимирович Чижов. Состав пополняют молодые тренеры – наши воспитанники, завершившие спортивную карьеру. Так, пришли к нам Егор Улитин, Сергей Прошин, Евгений Зверев. Группы начальной подготовки ведут Артём Давыденко и Артём Соколов, задача которых – поставить детей на лыжи. К слову, в эти группы можно зачислять ребят с девяти лет, однако у нас предусмотрена общеразвивающая программа, позволяющая брать детей с семи лет. Уже с этого возраста прививается любовь к спорту.

– Ещё не так давно специалисты СДЮСШОР привлекались тренерами в сборные страны. Лично вы готовили «молодёжку»…

– Ну я ещё в 2009 году возглавил СДЮСШОР, совмещать работу директора и тренера сборной было невозможно. Геннадий Чижов два года работал с основной командой, до этого – с юниорской. В женской сборной трудился заслуженный мастер спорта, двукратный бронзовый призёр чемпионатов мира Алексей Алексеевич Боровитин. Однако «расстановка сил» изменилась, и сегодня нижегородских тренеров на централизованной подготовке в сборных нет. Добавлю: Боровитин ушёл было на пенсию, но мы решили снова привлечь его к работе в СДЮСШОР.

– Последний вопрос снова связан с зимними Играми четырёхлетия. Вы были главным судьёй состязаний летающих лыжников на Олимпиаде в Сочи – в Пхёнчхан собираетесь?
– Нет, на Олимпиаде-2018 я не буду задействован ни в каком качестве – собираюсь смотреть её по телевизору и болеть за наших воспитанников. Домашняя Олимпиада – домашние судьи, это мировая практика. И ничего страшного, что следующие Игры пройдут без меня (смеётся). А в Сочи всё получилось отлично, чему я до сих пор от души рад.

Источник: pravda-nn.ru