Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
      Нижегородская областная спортивная школа
    олимпийского резерва по прыжкам на лыжах
  с трамплина и лыжному двоеборью

Сергей Червяков: "Когда автор брался за написание этой книги, то ставил перед собой серьезные задачи"

 прочел книгу и подумал, а ведь когда автор брался за написание этой книги, то ставил перед собой серьезные задачи. А иначе, думаю, и не могло быть у Владимира Славского, человека в отечественном спортивном мире весьма известного, много лет проработавшего председателем облспорткомитета, начальником управления зимних видов спорта в Госкомспорте России, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья.Автор показал цепь событий в спортивной жизни страны, которые предшествовали сегодняшним  дням. Рассказав и напомнив сегодняшнему поколению спортсменов и тренеров о славных временах и делах тех лет. Показал усилия многих людей в регионах по развитию и даже выживанию вида спорта в целом. Если мы все вместе, то можем многое.     Сергей Червяков, мастер спорта международного класса по лыжному двоеборью, участник зимних олимпиад в Сараево и Калгари, бронзовый призер Чемпионата мира 1987 года.Публикуем часть этого фрагмента из книги Владимира Славского:Проведение Олимпийских игр в той или
иной стране является огромным стимулом
для развития всех видов спорта, что и проде-
монстрировала Канада на играх в Ванкувере.
В г. Ванкувере (Канада) к Олимпиа-
де построили отличные трамплины, а мы к
Олимпиаде в г. Сочи тоже построили, но они
лучше не только по своим параметрам, но и
по спортивным характеристикам. Почему?
Да очень просто! Мне удалось своевременно
убедить инвестора пригласить консультан-
том одного из лучших специалистов в мире
по строительству лыжных трамплинов —
Торгира Норби из Норвегии. Я Норби знаю
около 15 лет. Человек чрезвычайно ответс-
твенный. В силу своего характера и опыта он
не просто консультировал, но практически
большую часть рабочих чертежей подгото-
вил лично, а его советы были бесценны. Его
терпение, знания и настойчивость сыграли
решающую роль в сооружении современ-
нейших трамплинов. Правда, в работе не
обошлось без трений. Зарубежному специ-
алисту очень трудно понять нашу психоло-
гию и поступки. За шесть лет невозможно
подсчитать, сколько раз после очередных
встреч, совещаний и согласований, когда
мы выходили на «перекур», Торгир Норби
крутил пальцем у виска и хватался за голову,
не понимая, как можно объяснять одно и то
же, когда вот перед глазами готовый чертеж,
смета, расписанная технология строитель-
ства. Все ведь ясно! Бери и делай. Лыжный
трамплин — непростое сооружение, все его
параметры должны быть очень точными,
ведь исправление ошибок может обойтись
намного дороже, чем само строительство.
Но если на Западе в первую очередь пре-
обладают наработанная система и экономи-
ческий расчет, то у нас в России пока в ос-
нове действует принцип эффекта и гордос-
ти. А мы что, сами не можем? Мы что, хуже
других? Конечно, эффективнее было бы со-
четание того и другого, но в России привык-
ли ставить рубежи и героически их преодо-
левать. А затем, когда деваться уже некуда,
сжигать мосты и, несмотря ни на что, до-
биваться поставленной цели. Но что удиви-
тельно! Я это хочу особенно подчеркнуть: се-
годня у нас это работает. Да, эта позиция не
очень убедительная, но и сидеть, сложа руки
и ожидая у моря погоды, тоже нельзя. Мы
тогда просто «закиснем»! Именно поэтому в
ряде случаев волевые решения руководите-
лей вполне оправданы. И в первую очередь
яркий пример этому — борьба за получение
права проведения зимних Олимпийских игр
в г. Сочи. Затем не менее эффективный за-
прос на проведение Чемпионата мира по
футболу в 2018 году.
Да, исполнить это будет очень трудно, но
ведь надо себя уважать, нам никто в этом не
поможет. Даже в мирное время идет жестокая
борьба за выживание, слабых используют в
своих целях. Во всем мире знают, что благода-
ря В.В. Путину Россия выиграла конкурс на
проведение зимних Олимпийских игр. Ну, а
затем, как и положено, началась грандиозная
подготовка к ее проведению. Мне повезло,
что я стал одним из участников этого истори-
ческого события.
Еще в 1993 году, выставляя кандидатуру
на проведение зимних Олимпийских игр,
организаторы предложили разместить лыж-
ные и бобслейную трассу в поселке Красная
поляна.
Это место было одобрено представите-
лями FIS. Само ущелье по расположению —
идеально именно для трамплинов. Оно хо-
рошо защищено от солнца и ветра, а также
красиво вписывается в общий архитектур-
ный план поселка. Внешне все выглядело
идеально. (на цв вклейке план размещения
трамлинов)
Первое, что меня насторожило, это приня-
тое решение в верхах о том, что строить трам-
плины будет инвестор. Насторожило, потому
что подобного в международной практике не
было. Строительство лыжных трамплинов —
дело очень сложное, затратное и практически
не окупаемо, но у нас так принято, что если
«там принято» то надо исполнять. Я офици-
ально предложил изучить этот вопрос, но на
это никто не обратил внимания.
Другая неожиданность нас поджидала в пе-
риод начала строительства — вместо предпола-
гаемых в этом месте породистых каменных гор
строители столкнулись с местностью и грун-
тами, образовавшимися за счет когда-то дав-
но прошедшего селя, то есть жидких ползучих
слоистых грунтов, копившихся в этом месте
веками. И вот это все, вместе взятое, инвестор
и геология наложили серьезнейшие проблемы
как на само строительство, так и на сроки ввода
олимпийского объекта.
Лыжные трамплины и трасса для лыжного
двоеборья построены. На них уже проведены
как российские так и международные сорев-
нования.
Но мне по-прежнему не дает покоя мысль
о будущем этого уникального спортивного
сооружения.
Эта «олимпийская» история началась с
первых дней приведения в жизнь условий,
выдвинутых нашей страной в Заявочной кни-
ге Сочи-2014.Владимир СЛАВСКИЙ • «Вопреки всему»
возрождение
кого наследия был утвержден постановлени-
ем правительства.
И нужно отдать должное Дмитрию Нико-
лаевичу, что он, как государственный руко-
водитель, до последнего отстаивал позиции,
изложенные в Заявочной книге Сочи-2014.
Шесть лет ушло на то, чтобы убедить пер-
вых лиц, которые причастны к строительству
спорткомплекса в Сочи, построить все самое
необходимое в соответствии с Заявочной кни-
гой «Сочи-2014». Все были «за», в том числе и
президент страны. Но все, кто так или иначе
был причастен к этому процессу, постепенно
отошли в сторону и затихли. В итоге на этом
фронте я остался один, но воевать не переду-
мал. Вот одно из первых писем:
В конце марта 2013 года я увидел в теле-
визионной программе «Вести» репортаж из
г. Сочи, в котором обсуждалась судьба спор-
тивных объектов после Олимпиады. Обсуж-
дение велось по всем спортивным объектам,
кроме лыжных трамплинов. Меня это взвол-
новало до глубины души.
В.В. Путин прав, предложив в г. Сочи со-
здать центр подготовки олимпийского резер-
ва по ледовым видам спорта. А почему бы нам
не создать подобный центр в п. Красная по-
ляна по лыжным видам и бобслею?
Так вот я хочу сказать, что будущее этого
комплекса зависит от двух вопросов: кто будет
его хозяином после Олимпиады? Будут ли пос-
троены учебно-тренировочные трамплины?Статья в «Весь спорт» 28.04.2010
Владимир Славский: мнение професси-
оналов по строительству трамплинов в Сочи
пока не является доминирующим
Сохраняется опасность неполной реализа-
ции планов строительства олимпийских объек-
тов в Сочи, прописанных в Заявочной книге, в
Совершенно неожиданно для нас в приня-
том постановлении правительства появилась
запись о строительстве только двух лыжных
трамплинов, К-95 и К-125, вместо пяти, что
явно не соответствовало Заявочной книге.
Необходимо было действовать, так как
время уходило, и довольно быстрыми тем-
пами. Я подготовил письмо председателю
оргкомитета Сочи-2014 с конкретными пред-
ложениями. Но положение дел не только не
улучшилось, но и наоборот. Тогда я вынуж-
ден был написать письмо в адрес заместите-
ля Председателя Правительства Российской
Федерации Дмитрия Николаевича Козака.

Суть предложений сводилась к четырем ос-

новным пунктам:
1. Привести все в соответствие с Заявоч-
ной книгой, которой определено строительство
пяти трамплинов — К-125, К-95, К-20, К-40 и
К-60 — за счет госбюджета. С последующей пе-
редачей (на основании п.п. 6.4. и 8.5. Заявочной
книги) Федеральному агентству по физической
культуре и спорту (Росспорт) с целью создания
федерального центра по лыжным видам спорта.
Лыжероллерная трасса включается в эту про-
грамму автоматически, так как этапы Кубка
мира по лыжному двоеборью проводятся ле-
том.
2. По мировым аналогам в этот комплекс
должны входить (кроме основных спортивных
объектов и инфраструктуры для проведения
Олимпиады) гостиница со спортзалом и плос-
костные спортивные сооружения.
3. С целью создания современного спортив-
ного комплекса и с учетом его перспективы не-
обходимо привлечь к проектированию зарубеж-
ных специалистов.
4. Проанализировать, в состоянии ли инвес-
тор выполнить задачу, поставленную руководс-
твом страны: построить современный спортив-
ный комплекс с учетом полноценного использо-
вания его в будущем?
Ответ не заставил себя долго ждать и был
однозначен:
«Требования Федерации прыжков на лы-
жах с трамплина и лыжного двоеборья России
о необходимости строительства единого тре-
нировочного комплекса трамплинов, включаю-
щего в себя два основных и три тренировочных
трамплина, а также лыжероллерную трассу и
по возможности спортивный гостиничный ком-
плекс на 200—250 мест с тренажерным залом и
плоскостными сооружениями вполне обоснова-
ны, — так ответил заместитель министра регио-
нального развития Российской Федерации.
С Д.Н. Козаком я встречался нечасто, но
постоянно чувствовал его присутствие. Хоро-
шо помню совещание, на котором я присутс-
твовал вместе с заместителем министра спор-
та России Г. Алешиным. И вот в преддверии
этого совещания в приемной Козака вдруг
один из заместителей ООО «Олимпстрой»
мне говорит: «Мне сказали, о лыжных трап-
линах ничего не говорить». Вначале я не при-
дал значения этим словам, а потом до меня
дошло, а ведь это мне намек — сиди и помал-
кивай. Идет совещание, я понимаю, что оно
заканчивается, так как Дмитрий Николаевич
говорит: «Ну, а с лыжными трамплинами все
ясно!» — и тогда я говорю: «Извините, но ведь
ничего не ясно с учебно-тренировочнымии
трамплинами! — Добавляю дальше: — А как
же быть с гостиницей и лыжероллерной трас-
сой?» И пытаюсь это обосновать. Он внима-
тельно меня выслушал и говорит: «Все эти
предложения включить в постановление пра-
вительства». Таким образом, весь перечень
спортивных объектов с учетом их олимпийс-
Дмитрий Николаевич Козак

Владимир СЛАВСКИ Й • «Вопреки вс ему»

возрождение
частности, комплекса трамплинов для сорев-
нований по прыжкам на лыжах с трамплина и
лыжного двоеборья. Об этом Агентству «Весь
спорт» заявил президент Федерации прыжков
на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья
России Владимир Славский.
В Заявочной книге «Сочи-2014» было ука-
зано, что вместе с двумя большими соревнова-
тельными трамплинами — К-95 и К-125 будут
построены три маленьких, тренировочных —
К-20, К-40 и К-60, — напомнил Владимир
Славский. — При этом должен быть построен
полноценный центр для сборных команд России
всех возрастов: с пятью трамплинами, лыже-
роллерной трассой и гостиницей для спортсме-
нов. Только тогда строительство получило бы
какой-то смысл для будущего. Иначе это все
равно что поставить трамплины в пустыне.
Эффект тот же. Кончится Олимпиада — и
все. Кто туда поедет тренироваться? Кому
нужны будут эти большие трамплины? Я уже
не раз говорил, что объекты надо строить не
под Олимпиаду, а под страну.
Да, на бумаге пока все правильно, но опас-
ность, что будут построены «просто» трамп-
лины, пока сохраняется, — продолжил Влади-
мир Славский. — Сейчас строительство еще
толком не началось, а объекты нужно иметь
уже к зиме 2012 года. То есть сроки уже под-
жимают. В этом деле наша Федерация участ-
вует, но, к сожалению, мнение профессионалов
пока не является доминирующим. Поэтому луч-
ше всего многие ваши вопросы переадресовать
Оргкомитету «Сочи-2014»
Я стоял у истоков этой олимпийской про-
граммы и без преувеличения могу сказать, что
знаю все от «А» до «Я» на этом объекте.
Если при строительстве лыжных трамп-
линов мы с Торгиром Норби твердо держа-
ли в своих руках «бразды», входящие в нашу
компетенцию, то при определении, где и как
строить лыжероллерную трассу для лыжного
двоеборья, пришлось выдержать почти четы-
рехлетнюю борьбу. Как только не изощрялись
руководители вышестоящих организаций в
своих предложениях, игнорируя мнение про-
фессионалов, но в итоге вынуждены были
прийти к нашему предложению, озвученному
еще в 2007 году, о строительстве лыжной трас-
сы непосредственно в районе лыжных трамп-
линов.
А поскольку это понимание пришло слиш-
ком поздно, то и строительство пришлось
вести ударными темпами. Такими, как у нас
часто бывает. Надо! И надо к такому-то числу.
Отступать некуда. Руководил непосредствен-
но строительством лыжной трассы замести-
тель руководителя ОАО «Олимпстрой» Алек-
сандр Михайлович Стус.
Строительство шло круглосуточно, и
очень сложно было в процессе корректиро-
вать и советовать. Но, когда мы осмотрели
ее, еще по теплому асфальту, я Александру
Михайловичу сказал: «Ты построил доро-
гу, а не лыжную трассу». Он, конечно, очень
удивился, но все замечания и предложения
принял к действию. И нужно было видеть, с
какой самоотдачей, энергией и ответствен-
ностью он взялся довести «дорогу» до насто-
ящей олимпийской лыжной трассы. Это надо
было видеть, как он лично в жару, раздевшись
по пояс, на протяжении трех недель доводил
этот объект до ума. В итоге получилось все за-
мечательно.

04.03.2014